8-925-495-13-77
г. Москва, ул.Часовая 23А

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ  /  Античная архитектура

Античная архитектура

 

  В культуре древних цивилизаций особое место принадлежит архитектуре Античности, включающей в себя наследие Древней Греции и Древнего Рима. Античная ар­хитектура сформировалась в Средиземно­морье, Причерноморском бассейне и со­седних странах дo V столетия н. э. и стала образцом, предметом восхищения и вдох­новения для последующих эпох.

 

  Архитектура Античности четко отражает эстетику, вкусы и мораль древнего мира, а мир у древних греков и римлян был целостным и гармоничным. Важнейшим достижением Античности стало возникновение геометрии как науки и, как следствие, осознание пропорции как меры гармонии. Все это нашло отражение в архитектуре того времени.  

 

  Древнегреческая архитектура, возникшая, на островах Эгейского моря была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как первоисточник, как некий эталон для подражания. В отличие от египтян греки не были религиозными догматиками. Это был талантливый, веселый и жизнерадостный народ.

 

  У них, конечно, были боги, но они были настолько "очеловечены", что имели все, присущие человеку пороки - глупость, жадность, чревоугодие и проч. сновываясь на мифологии, наивно олицетворявшее силы природы, греческое искусство по сути являлось довольно реалистичным. Нельзя не упомянуть о возникновении геометрии как науки, позволившей осознать пропорции как меру гармонии. Величайшим достижением греческих зодчих было "изобретение" ордера (см.справочник) (художественной системы оформления стоечно-балочной конструкции) - дорического (Парфенон), ионического (хр. Ники Аптерос) и коринфского.

 

Архитектура Древней Греции

 

  Ранний период развития архитектуры (до V в. до н. э.) получил название архаического. На руинах микенских городов, уничтоженных дорическими племенами-завоевателями, возникала новая культура. В бронзовом веке храмы еще не строились. На смену дворцам и крепостям пришли многочисленные храмовые сооружения. Прекрасным статуям олимпийских богов воздвигнуты более величественные и роскошные жилища, чем старым примитивным идолам. Светское строительство отступило на второй план.

 

Ордерная система

 

   Светские постройки, также прямоугольной формы, были непрочными и очень скромными, из тростника и глины. Все достижения греческой архитектуры того времени; конструктивные и декоративные, связаны со строительством храмов. Предположительно в VIII в. до н. э. выявились два художественных направления в архитектуре: дорическое и ионийское.

 

 Дорическое отличалось стремлением к монументальности, серьезности, "мужественности", совершенству пропорций. Дорический стиль сформировался приблизительно в 600 г. до н. э. и в дальнейшем претерпевал лишь незначительные изменения. Примером может служить дорический храм Геры в Олимпии.

 

  Ионический стиль, который был особенно популярен в греческих городах-государствах, возникших на побережье Малой Азии, в V в. еще окончательно не сформировался. Мастера ионийского направления, стемились достичь легкости, изящества, прихотливости линий. "Дорическое" и "ионийское" - не совсем географическое понятие: дорические постройки можно встретить на ионийской территории, и наоборот. Наиболее ранним известным примером может служить храм богини Геры на острове Самосе.

  В течение VII в. строительное искусство быстро развивалось в рамках нескольких характерных стилей. Оба стиля (ордера) с самого начала существенно различались. Ранние ионические храмы в Малой Азии имели более богатое убранство и большие размеры, чем дорические храмы. Расцвет художественного творчества в Греции приходится на вторую половину V в. до н. э .

 

         

 

 

 

 

 Греческий храм и Акрополь

 

   Первоочередной задачей греческого строительного искусства было возведение храмов. В основе планировочной структуры храмов лежал жилой дом типа мегарон. Это были простые здания, имевшие продольный прямоугольный план, с внутренним пространством - святилищем (наос) и передней частью (пронаос), ограниченным стенами и колоннами, расположенными или перед одним из фасадов (храм в антах, простиль), или на двух противоположных фасадах (амфипростиль), или окружавшими здание со всех сторон (периптер). Последний тип был наиболее популярен в зрелой архитектуре храмов.

 

  Храм всегда ставился на мощное ступенчатое основание и сверху перекрывался пологой двускатной кровлей. Внутренние помещения храма, которые считались местом пребывания бога, не использовались для собрания верующих, последние собирались только перед храмом. Внутреннее пространство больших храмов было трехнефным, в среднем из них помещалась большая статуя божества.

 

  Масштаб интерьера был более мелким, чем масштаб фасада, что подчеркивало величину статуи. В глубине больших храмов располагались меньший зал, сокровищница. Кроме большого числа прямоугольных иногда строились круглые храмы, например круглые периптеры.

 

  Храмы обычно были сгруппированы на огороженной территории, куда вели монументальные входные ворота. Комплекс этих зданий постепенно дополнялся все большим количеством скульптур и жертвенных алтарей. Свои храмовые комплексы имели Афины, Олимпия, Дельфы, Приена и все другие города.

  К наиболее значительным архитектурным комплексам относится афинский Акрополь, представляющий собой мастерское произведение строительного искусства, которое во время Перикла возводили виднейшие мастера. Акрополь стал композиционным центром города.

 

 Его характерная черта - свободное размещение отдельных сооружений. Посетитель подходил к ним не по центральной оси, а сбоку, и они постепенно разворачивались перед его глазами. Доминантой всего комплекса был дорический Парфенон, размещенный за входными мраморными пропилеями и маленьким храмом богини Ники-Аптерос.

 

 Архитектура Древнего Рима 

 

   Римляне, переняв богатые греческие традиции, оставили в истории архитектуры не менее значительное наследие. Начало древнеримского искусства охватывает период с конца VI и до середины I столетия до н. э. Римские завоеватели свозили с захваченных территорий найденные произведения искусства, а потому первые римские храмы и дворцы были больше похожи на музеи искусства. 

На особенности архитектуры храмов в Риме оказал влияние строительный материал. Так, в период до I в. до н. э. храмы сооружали из вулканического туфа, поскольку своего мрамора до правления Августа в Италии не было. Из туфа было сложно сделать ажурные орнаменты и прочные балки, поэтому зодчие создавали арки. Украшали храмы гипсом. 

 

Для древних римлян была важна символика, что нашло свое отражение в архитектуре: так, переплетающиеся усики аканфа в узорах капителей храма символизируют дружбу близнецов Диоскуров, а парные барашки напоминают о единстве и согласии. 

«Золотым веком» Римской империи принято считать время правления Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.). В это время были созданы наиболее выдающиеся шедевры. С периодом правления Августа связывают имена архитектора Вептрувля, поэтов Вергилия, Овидия, Горация. 

Рим начал видоизменяться: сооружались мосты, акведуки, жилые здания. Наверняка, всем известно изречение, что Август «принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным». Для «золотого века» Римской империи характерны необъятные площади, величественные здания, сводчатые крыши, щедро декорированные бассейны и фонтаны. 

 

   Память об императоре сохранили в веках такие творения, как храм Марса Мстителя с многочисленными статуями, форум Августа, коринфские колонныхрама Кастора и Полукса. 

После правления Августа Римская империя, превратившись в мировую державу, меняет свой облик. Архитектурными со­оружениями первостепенной важности ста­новятся оборонительные стены (например,стена Аврелиана). 

Архитектура древних римлян со­ответствовала военному духу империи, жесткой дисциплине и стремлению к парадности, зрелищности. Наиболее важным в Древнем Риме было сооружение мостов, крепостей и оборонительных стен для успешного ведения войн. В то же врем на улицах римских городов возводились вели­чественные колоннады, монументы и арки. 

 

   Античность оставила глубокий след на последующих эпохах. Продолжаются много­численные археологические раскопки, исследования, пишутся научные труды. Архаика стала источником культуры Ренессанса и несомненным эталоном для культурологов. Современная культура Европы тысячами нитей связана с эпохой Древней Греции и Древнего Рима. Античность вечна. И еще не один художник будет черпать безграничное вдохновение в искусстве древнего мира.