8-925-495-13-77
г. Москва, ул.Часовая 23А

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ  /  Модерн

Модерн

   На рубеже 19 и 20 столетий в Европе получил развитие новый стиль «модерн», затронувший многие аспекты жизни общества того времени. Модерн в изобразительном искусстве, большей частью в живописи и скульптуре, дал новые импульсы творчеству художников. Ландшафтный модерн потребовал радикальных изменений при разбивке парков и садов. Значительно поменялся интерьерный дизайн в домах, появились нестандартные решения в оформлении гостиных, столовых и будуаров. Для обновленного интерьера потребовалась совершенно иная обстановка, и таким образом в короткий срок сформировался стиль модерн в мебели. После барокко и рококо непросто было найти новые формы для кресел и диванов, однако мебельных дел мастера успешно справлялись с этой задачей. Модерн стремительно завоевывал свое место под солнцем, органично вписываясь в каноны прежних стилей и постепенно вытесняя их из обращения уверенно и мощно проявился новый стиль модерн в архитектуре. Зодчие отказались от чрезмерной симметричности, вследствие чего появилась раскрепощенность малых архитектурных форм, фасады зданий оживились, доминирующие контуры стали разнообразней. В новых постройках уже не было прежней угловатости. Точнее сказать, углы закруглялись. Все эти новшества давали зодчим свободу действий, и стиль модерн в архитектуре стал глубоко творческим процессом. В полной мере использовал новые возможности в строительстве Антонио Гауди, знаменитый каталонец, непревзойденно талантливый архитектор. Для него модерн в архитектуре явился благодатной почвой для дальнейшего развития.

 

 

   Один из красивейших городов мира, испанская Барселона, застроен домами в стиле модерн. Во всем творчестве Гауди присутствует очарование новизны стиля. Завораживающее великолепие храма Святого Семейства и парка Гуэля никого не оставляет равнодушным, глубокое впечатление оставляет дом Бальо, редкой красоты строение, хотя оно является обычным жилым домом. В том же ряду находятся дом Висенс и дом Кальвет - оба особняка неповторимы в своих архитектурных достоинствах. Все без исключения постройки Гауди - шедевры, в которых отражена архитектура модерна. Одновременно со стилем модерн в архитектуре появился так называемый северный модерн. В начале 20 века существовал взаимный интерес между скандинавскими странами и северной столицей России - Петербургом. По инициативе мецената С.П. Дягилева проводились регулярные выставки живописи. А позже образовалось архитектурное общество взаимных интересов, которое и положило начало северному русскому модерну. За основу нового течения были взяты монументальные постройки древнего Новгорода и Пскова. Тогда-то и были введены орнаменты, являющиеся характерным признаком архитектурного стиля модерн.  Орнамент стал органичным дополнением стиля модерн в архитектуре. Его тематика могла быть самой разной, но в любом случае она носила печать отвлеченности, некой метафизичности. Изображения и узоры повторялись в строгой последовательности. При достаточно свободной архитектуре всего здания орнамент модерн вносил в фасадные очертания нотку ордерной эклектики, стилю модерн несвойственной, но в умеренных дозах весьма для него полезной.  Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец  Виктор Орта. В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле.

  

   Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро. Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антонио Гауди. Здания, сооруженные им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека. Впервые появившись в Бельгии , этот стиль в Германии получил название югендстиля (правильнее югендштиль, нем. jugendstil), вАвстрии он назывался сецессион, во Франции— ар нуво и т. д. (см.Модерн). Термин «сецессион» происходит от названия объединений художников и архитекторов, появившихся в Европе в конце XIX века, сецессий. В переводе — «раскол». Первая такая сецессия возникла в Мюнхене в 1892 г., по инициативе Франца фон Штука, Вильгельма Трюднера и Фрица фон Юде. В 1893 была создана Берлинская сецессия, и в 1894 — Венская, самая знаменитая.Архитектура модерна разнообразна. Стиль этот вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей. Здания в стиле модерн могут напоминать и мавританские дворцы, и замки, и заводские корпуса. Однако, в отличие от предшествовавшего модерну эклектизма, его авторы отказались от прямого копирования форм ренессанса и барокко. В конце XIX в.Луис Салливен в Чикаго, Генрик  в  Амстердаме, Анри ван де Вельде в Бельгии и Отто Вагнер в Вене одновременно выдвинули свои требования, протестуя против подражания, и их протест против историзма не остался без внимания.

 

   Стиль развивался, и с течением времени выделилось несколько направлений:

 

1. Неоромантизм, где используются элементы романского стиля, готики, ренессанса и др. стилей. Пример — Католический собор французского посольства в Санкт - Перербурге (Л.Н.Бенуа и М.М.Перетяткович), здание с элементами романского стиля. Внутри неоромантизма выделяют готизм, византизм и ещё ряд традиций.

 

2. Неоклассицизм, пример — Театр на Елисейских полях в Париже (О. Перре), Отель «Пиккадили» в Лондоне (Н.Шоу), Азовско-Донской банк на Большой Морской ул. в Петербурге и др. 

 

3. Рационализм, направление с преобладанием более простых форм. Следует заметить, что в России термин рационализм (архитектура) обычно применяют не к модерну, а к более позднему авангарду.

 

4. Иррационализм, пример —  магазин "Самаритен" в Париже (Ф.Журден). 

 

5. Так называемый кирпичный стиль, когда архитекторы отказались от штукатурки, и все декоративные детали здания делались из кирпича (его основоположник в России — В.А. Шретер)

 

6. В отдельных крупных городах и регионах модерн имел свои отличительные черты. Так появились термины: модерн венский, берлинский, парижский, в России, — московский, петербургский, рижский, провинциальный и т. д. В Скандинавии сложилось архитектурное направление, называемое там «национальным романтизмом». В России этот стиль известен под названием северный, или финский модерн, и дома в этом стиле можно увидеть в Санкт-Перербурге, Выборге, Сортавле

 

   Необходимо заметить, что в то время как одни архитекторы и историки архитектуры считают перечисленные выше направления разновидностями модерна, другие полагают, что это самостоятельные стилиВозникновение стиля модерн соответствует эпохе империализма, когда возникла потребность строить не только замки, ратуши и церкви, но и заводы, вокзалы, аэродромы, выставочные залы, магистрали. Поэтому возникает потребность в использовании новых материалов. Такие материалы появляются: железо (сталь), бетон, стекло. Они дополняют использование камня, кирпича и дерева. Период архитектуры конца XIX — начала XX века оценивался по разному. Некоторые вообще вычеркивают его из истории архитектуры, другие рассматривают как период упадка, третьи видят в ней подготовительный период в развитии дальнейшей архитектуры. Однако стиль модерн свое место в мире занял. Идея применения стального каркаса как несущей конструкции впервые появилась в Чигкаго (Чикагская школа, Луис Салливен,Франк Ллрйд Райт). Наиболее яркий пример — Гаранти Транс Билдинг в Буффало. Здание как бы устремляется ввысь, подчеркнуто вертикальное членение. Проемы окон делаются более широкими для более полного освещения помещений. Кроме того, в работах Салливена уже появляется принцип «органичной архитектуры», то есть стремление привязать строение к окружающему пейзажу, вытекание внешнего облика здания из его внутреннего содержания. В архитектуре модерна есть ряд характерных черт, например, отказ от обязательных симметричных форм. В нём появляются новые формы, как, например, «магазинские окна», то есть широкие, предназначенные играть роль витрин. В этот период окончательно складывается тип жилого доходного дома. Получает развитие многоэтажное строительство. Бывали и такие случаи, когда наряду с удачными работами, например, подлинного югендстиля (ван де Вельде), в руках подражателей в угоду моде и из коммерческих соображений работа превращалась в пустое украшательство. Другие архитекторы, напротив, мало опирались на наследие прошлого, щеголяли свободой творчества и, в поисках новых решений, часто вступали на путь изобретательства.