8-925-495-13-77
г. Москва, ул.Часовая 23А

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ  /  Классицизм

Классицизм

      Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный и архитектурный стиль, направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

Классицизм прошел в своем развитии три этапа:

 

 * Ранний классицизм (1760-е — начало 1780-х)
* Строгий классицизм (середина 1780-х — 1790-е)
* Ампир (от фр. empire — «империя»)


   Ампир — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трех первых десятилетий XIX века; сменился эклектическими течениями. Хотя такое явление в европейской культуре как классицизм, коснулось всех проявлений искусства (живопись, литература, поэзия, скульптура, театр), этой статье мы рассмотрим классицизм в архитектуре и интерьере. Для архитектуры классицизма характерны следующие черты: горизонталь преобладает над вертикалью; композиционно выделяется ось симметрии; фасад имеет трехчастное деление с укрупненным центральным и двумя меньшими боковыми ризалитами; украшен фасад ордерным декором, пилястрами, капителями, карнизами; преобладают четкие геометрические формы (треугольный фронтон, полукруглая арка, прямоугольные окна и др.). Популярны были центрические планы, обеспечивающие равноценность восприятия со всех сторон.

 

История возникновения классицизма

 

   Классицизм в архитектуре пришел на смену помпезному рококо, стилю который с середины XVIII века уже широко подвергался критике за чрезмерную усложненность, напыщенность, манерность, за усложнение композиции декоративными элементами. В этот период в европейском обществе все большее внимание стали привлекать идеи просвещения, что нашло свое отображение в архитектуре. Таким образом внимание архитекторов того времени привлекли простота, лаконичность, четкость, спокойствие и строгость античной и прежде всего греческой архитектуры. Возрастающему интересу к древности способствовали открытие в 1755 г. Помпеи с богатейшими художественными памятниками, раскопки в Геркулануме, изучение античной архитектуры на юге Италии, на основе которых формировались новые взгляды на римскую и греческую архитектуру. Новый стиль — классицизм стал естественным результатом развития архитектуры Возрождения и ее трансформации.

 

Классицизм в архитектуре России

 

   В архитектуре России классицизм проявил себя в период, начиная с конца 18 века  и, наиболее ярко, в веке 19-м. В сравнении с трудоемкими в плане возведения объектами стиля барокко и рококо, объекты в стиле классицизм возводились проще и быстрее, но при этом выглядели не менее монументально, своим видом подчеркивали мощь и могущество страны. Отличительными чертами стиля являются четкость геометрии и простота форм, внушительность и при этом некоторая изящность, свойственная объектам античной архитектуры. В конце 18 века в строительстве многих объектов еще прослеживаются явные черты барокко. К 19 веку архитекторы, стоящие у истоков классицизма в России, при проектировании и возведении объектов стали применять исключительно классические элементы. К основоположникам русского классицизма относят таких архитекторов, как М. Казаков, В. Баженов, И. Старов. С их легкой руки в стиле классицизм стали возводить и помещичьи усадьбы, и городские дворцы.

  

    В нашей стране, пришедший с запада классицизм, приобрел свои самобытные черты. Благодаря этому появилось такое понятие, как русский классицизм. Параллельно с классикой в чистом виде в России того периода, как в крупных городах, так и в провинции, применяли сочетание различных стилей (эклектику), поэтому русские дворцовые комплексы и усадьбы того периода по праву считаются мировым достоянием. Наиболее известные объекты эпохи раннего классицизма находятся в Москве и Петербурге. Это дом Пашкова на Ваганьковском холме напротив Кремля, дом Юшкова в Москве на углу Мясницкой улицы, Михайловский замок работы Баженова, здание сената в Кремле, Петровский дворец проекта Казакова, Таврический дворец в Петербурге работы Старова. В стиле классицизм построено здание Академии наук, а также Смольного института в Петербурге по проекту архитектора Дж. Кварнеги, Невские ворота Петропавловской церкви, Свято-Троицкая церковь, Дом Державина на Фонтанке и некоторые другие работы архитектора Н.Львова. В этот же период под руководством архитектора Ч. Камерона в Царском селе к дворцу был добавлен целый комплекс в стиле классицизм, состоящий из висячего сада, Камероновой галереи и Агатовых комнат, согласно его же проекту был выстроен также дворцово-парковый комплекс в Павловске.

 

    Помимо архитектуры принципы рационального классицизма были перенесены и на правила градостроительства, что послужило поводом для перепланировки многих уездных и губернских городов России. В связи с этим практически в каждом из них можно найти сохранившиеся объекты той эпохи. В стиле русского классицизма построены большинство учебных заведений, больниц, административных зданий и учреждений культуры того периода. Центральные улицы городов занимали простые по своей архитектуре, но в то же время величественные и монументальные здания, обычно вплотную прилегавшие друг к другу. Из украшений на их фасадной части присутствовали лишь наличники окон. В провинциальных городах такие здания возводили обычно одно- или двухэтажными, тогда как в Москве и Петербурге они достигали четырех этажей. Параллельно с застройкой в стиле классицизма Москвы и Петербурга, в этом стиле формировалась и достраивалась историческая часть таких городов как Киев, Тверь, Полтава, Кострома, Нижний Новгород, Ярославль, Архангельск, Одоев, Богородицк, современный Ломоносов и Пушкин, а также порядка 400 других городов Российской империи. На период классицизма пришелся и период основания таких городов, как Екатеринбург, Петрозаводск и Таганрог и некоторых других. Позднее всего классицизм пришел в города Сибири.

 

Классицизм в архитектуре Европы

 

   Образцом зрелого классицизма в архитектуре можно считать восточное крыло Лувра (арх. К. Перро и Л. Лево). Протяженностью почти 200 м, его фасад расчленен центральным и двумя боковыми ризалитами и украшен сдвоенными колоннами коринфского ордера. Колонны поддерживают высокий антаблемент, а опираются на монументальный и гладкий цоколь с редко расположенными окнами. Центральный ризалит богато декорирован и завершается треугольным фронтоном. В этом здании французские архитекторы впервые применили горизонтальное перекрытие с плоской крышей, точно копируя античные постройки.

 

   Французские зодчие первыми создали ансамбль «дворец-парк-город». Основу планировки города по-прежнему составляла возникшая еще в Античности трехлучевая система улиц, выходящих из одной точки. В Париже такой точкой стал парк Тюильри, а центральный луч совпал с Елисейскими полями. Во второй половине XVII в. французский классицизм органично сочетается с барокко (дворец и парк Версаля). Один из самых красивых в мировой архитектуре строго симметричный ансамбль Дома инвалидов с собором Св. Людовика (арх. Л. Брюан и Ж. Ардуэн-Мансар) придает особую выразительность южной части Парижа. В 1672 г. в честь перехода французских войск через Рейн Ф. Блондель возводит первую в Париже триумфальную арку, так называемые ворота Сен-Дени. Выполненная с подчеркнутой лаконичностью, арка существенно повлияла на создание аналогичных сооружений в будущем. Выразителем просветительских идеалов во французской архитектуре был ЖакАнж Габриэль (1698—1782). Он стремился приблизить ее к человеку, уделял внимание тонким декоративным деталям.

 

   По сравнению с архитектурой XVII в. здания Габриэля отличаются большим изяществом. Его деятельность была тесно связана с расширением задач архитектурного ансамбля и градостроительством. Он проектировал площадь Людовика XVI в. (теперь — площадь Согласия) в Париже, тем самым положив начало формированию центрального ансамбля. Это первый пример площади с открытым свободным пространством, которая стала характерной для городов Нового времени. По-иному подошел Габриэль и к строительству загородного дворца. В XVIII в. в Версальском парке для Людовика XV был возведен Малый Трианон, воплотивший новый тип богатого аристократического особняка. Дворец одновременно прост, интимен и параден. Вокруг него разбит живописный парк. Архитектура классицизма середины — второй половины XVIII в., ее строгие и простые объемы, вполне отвечала духу эпохи Просвещения. Однако обращение к «естественности» требовало конструктивной оправданности ордерных элементов в композиции, разработки гибкой планировки интерьеров, а также соответствующей пейзажной среды. На смену регулярному (французскому) парку, в котором дорожки и аллеи прокладываются по строгой, геометрически правильной схеме, пришел пейзажный парк, создающий иллюзию дикой природы, якобы нетронутой цивилизацией. У истоков этой идеи стоял архитектор Джон Ванбру. Во время строительства дворца в Оксфордшире (1705) он написал специальный «Меморандум», в котором призывал свою заказчицу, герцогиню Мальборо, сохранить в усадьбе старый полуразрушенный дом, поскольку эти руины прекрасно украшают ландшафт.

 

 

    Первый пейзажный парк устроил в своей усадьбе близ Лондона поэт А. Поу. Он хотел создать парк, отвечающий английским представлениям о свободе и независимости человеческой личности. Регулярный парк, например в Версале, казался ему олицетворением государственной тирании, которая подчинила себе даже природу. Англию же поэт считал свободной страной, и это должно было проявиться во всем, даже в отношении к природе. Лучшие пейзажные парки Англии той эпохи были созданы Уильямом Кентом (1684—1748). Парк в Стоу (Центральная Англия) он украсил павильонами, построенными в разных стилях. Особенно сильное впечатление производили искусственные руины, напоминавшие о давно минувших временах. Уже в середине XVIII в. пейзажные парки были широко распространены, причем не только в Англии, но и во Франции, Германии, России. Крупнейшими представителями этого направления были уже упомянутый Кент, Грант Вуд (1705—1754) и Джеймс Джиббс (1682—1754). Английским зодчим было чуждо стремление к представительности, развернутости фасадов и декоративности, характерным для французской архитектуры. Выразительность, богатство архитектурных форм достигались чисто пластическими средствами. Особого своеобразия английские мастера добились в области строительства сельских вилл и дворцов, окруженных парками. Их строили в колониальном стиле или уподобляли готическим замкам. Большинство конструкций возводили в стиле минувших эпох, что и стало отличительной чертой английского классицизма.

 

    К концу XVIII в. в Англии в рамках классицизма, наряду с традиционными строениями, передающими торжественность и монументальность (Британский музей), появились тяжеловесные здания, перегруженные декором (Английский банк). В соответствии с местными традициями развивался классицизм в национальных школах Голландии, Швеции, Италии и других западноевропейских стран. Повсеместно процветали загородные парковые усадьбы.